Порядок работы над сочинением-рассуждением

tezis

Добрый день, друзья блога wordru.ru!

сочинение-рассуждениеСегодня я хочу продолжить начатый ранее разговор о том, как писать сочинение-рассуждение

. Приступая к сочинению, любой из нас задает себе вопрос: с чего начать работу над сочинением-рассуждением?

Прежде всего, как и в начале работы над любым текстом, нужно ОБДУМАТЬ ТЕМУ ( тема – то, о чем сочинение). Читаем тему сочинения (название), разбираемая в формулировке и думаем над тем, как проявить свою индивидуальность, как создать оригинальное сочинение.

ТЕМА сочинения-рассуждения

Какими могут быть темы сочинений-рассуждений?

1. Тема-суждение.

2. Тема-вопрос.

3. Тема-понятие.

Тема в форме суждения – на мой взгляд, самая легкая. Ведь в ее формулировке уже выражена основная мысль (идея) рассуждения. Автор сочинения может проявить свою оригинальность,  если сумеет найти интересные аргументы и факты для обоснования идеи рассуждения. Может случиться, что автор сочинения не согласится с суждением, высказанном в теме-названии. И тогда при написании сочинения еще ярче проявится индивидуальность автора.

Примеры таких тем:

Чацкий – человек нового времени.

Лето — чудесное время года .

Только в труде велик человек.

 Тема-вопрос предполагает большую самостоятельность пишущего. Это и понятно: задан вопрос, нужно дать на него ответ. Каждый может ответить по-своему, т.е. у каждого будет своя ИДЕЯ сочинения.

Примеры тем в форме вопроса:

В чем своеобразие любовной темы в лирике А.С. Пушкина?

Может ли виртуальное общение заменить реальное?

Что такое счастье?

Тема-понятие – самая трудная формулировка темы сочинения-рассуждения, но и в то же время самая интересная. Почему трудная? Автору нужно самостоятельно определить проблему, заключенную в теме, сформулировать вопрос и дать свой ответ, т.е. сформулировать основную идею рассуждения. В таком сочинении проявляется творческая индивидуальность автора сочинения. И это очень интересно!

Примеры тем-понятий:

Образ Чацкого.

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина.

Экология русского языка.

 Когда сделан выбор, обозначена и обдумана тема предстоящего сочинения, переходите к следующему этапу: сформулируйте

 ТЕЗИС сочинения-рассуждения

 tezisНе забываем: мы пишем не просто сочинение-рассказ, а сочинение-рассуждение. При обдумывании темы мы уже примерно обозначили проблему, которую будем решать (ПРОБЛЕМА в переводе с греческого — задача, вопрос), т.е.  сформулировали ВОПРОС.

Теперь нужно дать недвусмысленный ПРЯМОЙ ОТВЕТ на этот вопрос. Ответ на вопрос — основная идея рассуждения (основная мысль). Надо сформулировать его в виде тезиса – четко! Ясно! Категорично!

Очень хорошо, если вы сформируете ответ в виде простого предложения с подлежащим и сказуемым (т. е. в виде двусоставного предложения). Подлежащее в формулировке основной мысли называет тему текста (о чём текст), а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет объясняться. ( смотри примеры ниже).

 СОВЕТ! Запомните: сформулировать основную мысль без сказуемого нельзя! И еще — не используйте слова в переносном значении. Смысл должен быть понятен и четко выражен.

 Посмотрим на формулировки тем, и на  примерах проследим то, о чем говорили выше..

 Тема-суждение. Уже содержит ответ, это и есть тезис. Название=тема=тезис!  (Пример: Чацкий – человек нового времени. В этой теме уже сформулирована основная мысль. Это тема-суждение. Подлежащее (кто?) — «Чацкий». Это тема. О Чацком будет сочинение. Сказуемое (что говорится о нем?),  что он — «человек нового времени». Это идея, основная мысль сочинения.)

Тема-вопрос. (Пример: Почему одинок Чацкий?) Вопрос обозначен, остается дать ответ. Ответ=тезис! (Пример ответа на вопрос: Чацкий  не может быть понят в обществе, которое его окружает, поэтому он одинок. Подлежащее (=тема) то же самое — «Чацкий». Сказуемое — «не может быть понят». Это идея, мысль, которую и нужно доказать.)

 

Тема-понятие. В такой теме ничего не утверждается и ничего не отрицается. Следовательно, надо выявить содержание понятия. Сделать это необходимо посредством суждений. Не забываем: понятие выражается словом или словосочетанием. Суждение – предложением. Чтобы выявить содержание понятия, надо преобразовать его в суждение. Сложно?! Ничего подобного. Просто нужно задать вопрос по теме и ответить на него!!! Может быть несколько различных вопросов и на каждый — по нескольку различных ответов.

Пример.

Тема сочинения-рассуждения: «Образ Чацкого».

Это тема-понятие. Какие вопросы по этой теме можно сформулировать?

Возможные вопросы: Как Грибоедов раскрывает образ Чацкого? Каково мое отношение к образу Чацкого? Как оценили образ Чацкого современники Грибоедова?

Могут быть и другие вопросы. И на каждый вопрос могут быть разные ответы!!!

Вопрос: Как Грибоедов раскрывает образ Чацкого?

Возможные ответы: Речь – главный прием построения образа Чацкого. Образ Чацкого раскрывается в противопоставлении Молчалину. Образ Чацкого определяет сюжет комедии.

Определяя проблему в сочинении по теме-понятию, мы получили разные формулировки, относящиеся к одному и тому же предмету рассуждения: Образ Чацкого — тема-понятие; Как раскрывает Грибоедов образ Чацкого? — тема-вопрос; Речь — главный прием построения образа Чацкого — тема-суждение.

Интересно?! Еще как!!!!

 В следующий раз мы попробуем разобраться, как писать основную часть сочинения-рассуждения, какие могут быть способы «доказывания», как подбирать аргументы, в какой последовательности и как их представлять. Какие могут быть виды аргументов. Поговорим о содержании и объеме сочинения-рассуждения..

 Если материал сегодняшнего поста оказался вам полезным или бесполезным, пожалуйста, скажите об этом в комментариях. Там же можно написать вопросы, если они у вас появились.

Желаю вам всего самого доброго!

Читайте ещё:

2 комментария

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *