Тема и содержание сочинения-рассуждения

учимся писать сочинение-рассуждение

Добрый день, уважаемые любители русского слова. Рада, что вы здесь и со мной!

Хочу предупредить, что в моих статьях вы не найдете готовых сочинений. Мне кажется, что это просто обидело бы вас! Ведь каждый человек способен самостоятельно мыслить. И я не хочу навязывать вам готовых решений.

В своих статьях о том, как писать сочинения, я пытаюсь показать вам «технологию» создания собственных сочинений-рассуждений. Следуя моим советам, вы сможете самостоятельно создавать замечательные тексты, я уверена в этом!

В предыдущих статьях о сочинениях-рассуждениях я писала о том, как приступить к созданию собственного текста рассуждения, с чего начать. (Прочитать об этом можно здесь.) В следующей статье мы проследили, какие могут быть формулировки ТЕМЫ сочинения-рассуждения и как сформулировать ТЕЗИС (читайте здесь).

Настало время определить объем и содержание темы, продумать аргументы, чтобы избежать ошибок.

Это очень важный этап на пути создания своего текста-рассуждения. Ведь пытаясь сказать много, можно не сказать ничего существенного!

Помните:

чем уже ОБЪЕМ темы сочинения, тем шире ее СОДЕРЖАНИЕ. И, наоборот, чем шире ОБЪЕМ темы, тем уже СОДЕРЖАНИЕ..

Например, дана тема сочинения «Реализм в творчестве А.С. Пушкина». Объем темы узок, ограничивается одним «ключевым словом» — реализм. Значит, содержание темы должно быть широким, т. е. в сочинении необходимо упомянуть все значительные реалистические произведения Пушкина.

Как вы думаете, прав будет автор сочинения, если в своей работе на эту тему не вспомнит о романе «Евгений Онегин»? А другой пишущий в этой же теме будет говорить о поэме «Бахчисарайский фонтан»? Да, ни один не будет прав! Первый, рассуждая о реализме, не скажет о реалистическом романе, самом известном романе Пушкина! Второй автор вообще будет говорить не по теме, т.к. «Бахчисарайский фонтан» — романтическая поэма, не имеющая отношения к реализму.

Таким образом, выбрав тему сочинения, определите ее объем и содержание.

Хотите определить объем темы? Назовите предметы, факты или явления, которые охватывает формулировка темы. Вычлените «ключевые слова».

А содержание темы – это содержание основной части вашего сочинения. И чтобы установить содержание темы, необходимо:

  1. найти вопрос, заключенный в теме, сформулировать его;
  2. дать точный ответ на поставленный вопрос; (ответ = тезис!!!)
  3. подчеркнуть в предложении-тезисе слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства (это нетрудно сделать, ведь вы уже определились с объемом, т.е. нашли «ключевые слова»);
  4. и наконец, подобрать АРГУМЕНТЫ для обоснования доказательства.

Аргументы – это подразделы внутри главной части сочинения-рассуждения. Придумав их, мы получим план главной части текста.

ПРИМЕР

Дана тема: МОЛЧАЛИН В КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Определите тип этой темы, сформулируйте тезис. Определите объем и содержание темы.

Формулировка темы не содержит ни вопроса, ни утверждения, ни отрицания. Это тема-понятие. (Подробнее об этом читайте в прошлой статье, нажмите здесь, чтобы открыть ее)

(1)Подберем вопрос к теме, например, такой: Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

(2)Теперь дадим точный ответ на этот вопрос (в соответствии с нашими представлениями). Например, такой: Характер Молчалина раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями комедии. Ключевое словосочетание — характер Молчалина — помогает определить объем темы: узкая тема — образ Молчалина.

(3)Сформулируем ТЕЗИС сочинения-рассуждения, ведь формулировка тезиса должна быть точной, краткой. Например, так: Главный прием в раскрытии характера Молчалина — изображение его отношений с другими героями.

(4)Теперь подберем аргументы (т.е. доказательства). Чтобы не ошибиться и не «уйти» в сторону, подчеркнем в тезисе слово или словосочетание, в котором заключена главная мысль. ( Подсказка: если тезис – двусоставное предложение, то это слово или словосочетание будет сказуемым!) Здесь главным является «изображение отношений». Спросим себя: взаимоотношения с кем особенно ярко раскрывают характер Молчалина? Ответ: с Фамусовым, с Чацким, с Софьей и Лизой. Какие черты характера Молчалина обнаруживаются в отношениях с этими героями? Ответ: карьеризм, угодничество, умственная ограниченность, трусость, лицемерие, цинизм, подлость. Это и будут аргументы в нашем сочинении-рассуждении.

Итак, объем темы «МОЛЧАЛИН В КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»» узкий — это ОБРАЗ МОЛЧАЛИНА, его ХАРАКТЕР. Содержание темы – должно быть широким, надо назвать все признаки его характера. Тезис, или основная мысль, которую будете доказывать, — это то, что характер героя раскрывается через взаимоотношения с другими персонажами. Следовательно, аргументами при доказательстве этой основной мысли будут описание взаимоотношений Молчалина с Фамусовым, Чацким, Софьей и Лизой и ваши комментарии к нему, а также обозначение черт характера героя.

горе от ума

Вот примерно так должны строиться ваши рассуждения при подготовке к сочинению. Скажу откровенно, что во всем этом нет ничего сложного, это читать долго. Но если вы наберетесь терпения и вникните во все это, то будете обдумывать тему «с лету», быстро, почти автоматически. И тогда сможете избежать ошибок при написании сочинения.

У вас остались вопросы?

Ах, да! Еще один вопрос: а какие темы считаются широкими по объему? Даю пример опять же по Грибоедову.

Тема: «Молчалин и Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума». Как видим, здесь объем темы шире, чем в том примере, который мы совместно «обдумывали» ранее. Кроме образа Молчалина надо рассказать еще и о Чацком. Следовательно, содержание темы будет уже. В сочинении надо рассуждать не обо всех чертах характера героев, а только о тех, по которым можно сопоставить эти персонажи.

Тема: «Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Эта тема по объему еще шире! Здесь надо будет рассуждать и о Фамусове, и о Молчалине, и о Скалозубе, о Загорецком, о Хлёстовой и других. Содержание темы, соответственно, будет еще уже: нужно будет писать только о «признаках», общих для представителей этого лагеря.

 Если не следовать рекомендациям, о которых я сегодня так много пишу, то при написании сочинения можно запросто «утонуть», пытаясь рассказать обо всем сразу. Или «уйти» в сторону, отвлекаясь от темы. 

У вас остались вопросы? Не стесняйтесь задать их в комментариях.

Желаю вам удачи!


Читайте ещё:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *