Ассоциации, ассоциативное мышление. Словесные игры в ассоциации. Словари
Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Русское слово».
Сегодня хочу поговорить с вами о том, что такое ассоциация, ассоциативное мышление и почему важно развивать в себе способность к ассоциативному мышлению. В конце статьи вы найдёте ссылки на замечательные ресурсы, помогающие подбирать ассоциации, а так же упражнения и игры, развивающие ассоциативное мышление.
Представления об окружающем мире и понятия, которыми обладает память человека, бесспорно, связаны между собой. Эта связь основана на прошлом опыте человека и отражает объективно существующую зависимость между явлениями реального мира. Ассоциации играют очень важную роль в строении лексической системы языка.
Никола́й Вячесла́вович Круше́вский, польский и российский лингвист, теоретик языка 19 века:
Всякое слово связано с другими словами узами ассоциации по сходству; это сходство будет не только внешнее, т. е. звуковое или структурное, морфологическое, но и внутреннее, семасиологическое. Или другими словами: всякое слово способно, вследствие особого психического закона, и возбуждать в нашем духе другие слова, с которыми оно сходно, и возбуждаться этими словами…
Семасиоло́гия — раздел семантики, изучающий лексические значения слов и выражений и изменения этих значений.
Семантика изучает смысловое значение единиц языка.
Что такое ассоциация
Слово «ассоциация» многозначное. В психологии и философии ассоциация — это связь между определёнными представлениями, ощущениями, восприятиями, когда один образ влечёт за собой другой образ или понятие.
Идеи о взаимосвязи понятий и образов развивали ещё Аристотель и Платон. С течением времени наука об ассоциациях развилась, и сейчас уже различают несколько видов ассоциаций, таких как:
- ассоциации по сходству (например, спичка — огонь),
- по контрасту (жидкий — густой),
- по близости в пространстве или во времени (крем — торт),
- причинно-следственные ассоциации (лук — слёзы).
Ассоциативное мышление — это мышление образами, это способность человека находить и применять различные ассоциации, то есть аналогии. Для того, чтобы лучше понять какую-то мысль или просто что-то запомнить, человек ищет ассоциации. Таким образом создаются новые оригинальные идеи, появляются своеобразные смысловые связи.
Запоминание новых явлений, предметов, событий и фактов обычно происходит на основе имеющегося опыта. При этом мы «включаем» воображение, ищем ассоциации и запоминаем новое слово, привязав его к чему-то знакомому нам.
Например, чтобы запомнить пин-код банковской карточки 8007, выстраивается ассоциативная цепочка: год олимпийских игр в Москве + семь чудес света. И всё, цифры пин-кода прочно «засели» у вас в памяти.
Ассоциативное мышление — многофункционально, оно помогает нам более продуктивно трудиться и мыслить.
Любой человек, который стремится держать свой интеллектуальный багаж в тонусе, должен постоянно развивать ассоциативное мышление. Этот процесс не требует долгой, кропотливой тренировки, заниматься этим может каждый в любое время. А результат не заставит себя ждать.
Для того чтобы развивать ассоциативное мышление, можно каждый день в повседневных вещах находить подкрепление своим занятиям. Наблюдайте за прохожими, за пассажирами в транспорте, пытайтесь угадать их возраст, социальный статус и т.д.
Простые упражнения для развития ассоциативного мышления
Упражнение 1. Ищем ряд ассоциаций.
Сначала мы называем два слова, а потом составляем такой ряд, который начинался бы первым словом, а заканчивался вторым. К примеру: кисть – музей. Кисть – холст – художник – картина – музей.
Упражнение 2. Создаём цепочку ассоциаций.
Придумываем слово, подбираем к нему слово-ассоциацию и со следующим словом поступаем так же. Например: зонт – дождь – холод – тёплый чай – камин – дом и т.д. Эти цепочки будут уникальны, потому что у каждого человека возникнет свой ассоциативный ряд.
Упражнение 3. Один признак.
Наша задача к двум словам подобрать ассоциации по заданному признаку. Например: синий и бескрайний — море.
Упражнение 4. Оригинальные ассоциации.
Создавайте непривычные ассоциации, которые не так явно подразумеваются. Например: ёж – игольница.
Такие развивающие упражнения стимулируют мышление, это помогает анализировать какую-то информацию, более прочно и без особого напряжения запоминать любую информацию, писать сочинения.
Одним из лучших тренингов развития ассоциативного мышления является интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», ведь участники отвечают на вопросы, благодаря логике мышления, образности, благодаря быстрой организации ассоциативных цепочек, а не только используя общую эрудицию.
Игры в ассоциации
Известна всем игра в ассоциации «Крокодил». Помогает очень весело провести время. Правила игры Крокодил
Участники делятся на 2 команды.
Поочерёдно от каждой команды выбирается ведущий, или «показывающий». Ему команда соперников предлагает слово.
Ведущий показывает загаданное слово своей команде с помощью пантомимы (жестов и мимики). Команда должна угадать загаданное соперниками слово. Во время показа слова игроки угадывающей команды должны называть слово максимально быстро и предлагать много версий правильного ответа.
Основные правила для ведущего:
- запрещается произносить какие-либо слова и даже звуки, а также артикулировать губами;
- слово нельзя собирать по частям, его следует показывать сразу целиком;
- нельзя показывать на окружающие предметы, прямо или косвенно указывающие на загаданное слово.
Основным критерием выигрыша или проигрыша является время, потраченное на угадывание слов. Команда, потратившая в совокупности меньше времени, считается победившей.
И в конце своей статьи об ассоциациях я хочу порекомендовать 2 отличных ресурса, помогающие в развитии ассоциативного мышления.
Об одном из них я уже упоминала в прошлой статье об ассоциациях (это здесь).
Sociation.org – игра в ассоциации с коллективным разумом.
Это экспериментальный некоммерческий проект, целью которого является собрать самый большой словарь ассоциаций русского языка.
Ещё один ресурс – Сеть Словесных Ассоциаций
Wordassociations.ru – дарит возможность просмотра ассоциаций к какому-либо слову. Каждое слово сопровождается словарными статьями из словарей Д.Ушакова и В. Даля. И даже рисунками. Отличный проект! Очень рекомендую!
Автор и создатель проекта wordassociations.ru Юрий Ротмистров считает:
Слово имеет свою историю. Слово не возникает на пустом месте и не появляется из ничего. Слова в языке не разбросаны хаотично, но образуют прочный наполненный гармонией смысла фундамент.
Язык – это не случайное образование из слов, язык – это целостный мир, в котором живут слова. Здесь они живут по своим правилам и соблюдают свои законы.
Подобно тому, как крепость слагается из тщательно подобранных и обтёсанных камней, язык возникает из упорядочивания слов. Подобно камням храма, прочно связанным раствором глины, слова крепко связаны между собой смысловыми связями.
Слова живут вместе с человеком – они объединяют поколения… Язык – это храм человеческой мысли. Храм, где каждое слово несёт свой неповторимый смысл.
Язык, так же как и храм, дарит человеку бессмертие…
Великие слова!..