Ошибки и недочеты в сочинении-рассуждении
Здравствуйте, читатели блога «Русское слово».
Сегодня я хочу продолжить разговор о часто встречающихся ошибках и недочетах в сочинении-рассуждении.
Об ошибках в подборе аргументов при доказывании тезиса в рассуждении я уже писала.
Сегодня свой пост я адресую тем, кто хочет как можно лучше написать сочинение, избежав ошибок и недочетов. Думаю, статья будет интересна также преподавателям, которые готовят своих учеников к экзаменам и хотят предостеречь их (учеников) от досадных неточностей.
Свою статью я пишу на основе материала из своей собственной практики, а также анализируя материалы, размещенные в открытом доступе в Интернете.
Итак, какие типичные «крючки» ждут вас на пути к хорошему сочинению-рассуждению.
1. Подмена рассуждения повествованием и (или) описанием.
В статье о том, какие доводы лучше подбирать для доказывания основной мысли, я писала о разновидностях аргументов. При объяснении или доказывании тезиса можно использовать описания или повествования. Например, рассказы очевидцев какого-либо события, описание природы, описание эксперимента и т.п. и т. д. могут быть прекрасным доводом при доказательстве тезиса. Но вот здесь и подстерегает первый «крючок»! Можно легко сбиться с композиционных основ рассуждения и перейти к элементам описания и повествования как к основным мотивам сочинения! В этом случае рассуждения не получится. Описание или рассказ приобретет самостоятельный характер.
Чтобы этого не случилось, держите пред собой композиционную схему рассуждения:
Совет! Напишите в черновике основной тезис и выделите его (подчеркните или обведите), чтобы видеть его и в процессе работы не упускать из виду. Придумайте микротезисы-доводы, пусть это будут названия частей. Продумывайте переходы-мостики от одной части к другой. Делайте микровыводы после каждого примера-иллюстрации.
Кстати, здесь таится еще одна грубейшая ошибка в рассуждении
2. Отсутствие выводов.
В сочинении-рассуждении обязательны выводы!!! Пишите вывод, подводя итог сказанному, после каждой микро-темы и вывод в конце сочинения. Заключение-вывод может быть оформлено как следствие всех приведенных доказательств. Оно не должно буквально повторять формулировку тезиса, но перекликаться с тезисом должно обязательно. Можно резюмировать все то, о чем вы рассуждали, т.е. кратко повторить основную мысль (тезис) и микро-тезисы. В заключении также можно отразить, т.е. подчеркнуть, цель — ради чего автор писал этот текст.
3. Несоответствие тезиса теме сочинения – еще одна ошибка при работе над сочинением-рассуждением.
Чаще всего этот «крючок» подстерегает невнимательного автора при использовании темы-понятия или темы-вопроса. В рассуждениях этих типов тема не «подсказывает» тезис. Автору необходимо вычленить ключевое слово или словосочетание и самостоятельно сформулировать тезис. Это будет прямой ответ на вопрос, заключенный в теме, или, если это тема-понятие, толкование этого понятия. В этой статье я не буду повторно описывать, как лучше подбирать тезис к рассуждению.
4. Неубедительность аргументов – еще один серьезный недочет в сочинениях-рассуждениях.
Если вы внимательно читали все мои статьи о написании сочинений-рассуждений, то обратили внимание, что везде я делаю акцент на подборе аргументов. Это очень важная часть работы над сочинением-рассуждением.
Совет! Когда пишете рассуждение, представьте себе, что рядом сидит дотошный, въедливый, вредный любитель поспорить и всячески подзадоривает вас и задает один и тот же вопрос: и что? И что из этого следует?! Вам надо найти такие доказательства, аргументы и факты, которые убедят его в вашей правоте.
Пример из сочинения:
В лесу было тихо (тезис). Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка.. (Аргументы-доказательства)
Вопрос: Так ли уж тихо было в лесу?! Являются ли убедительными эти доказательства?!
Пример из сочинения:
Из всех времен года я больше всего люблю осень. (Тезис)
Аргументы: Я люблю осень 1) за тихий шелест опавших листьев, за летящие по ветру паутинки, 2) за то, что она обещает мне новую встречу с моим классом, с учителями.
Доводы-иллюстрации к 1 аргументу: Тихо летит желтый опавший лист и переливается под лучами осеннего солнца, как настоящее золото. Недаром осень называют золотой. А когда зайдешь в лес, то просто глаза разбегаются. Каких только красок там нет! Желтые, бордовые, оранжевые и даже еще зеленые листья шепчутся на деревьях. А под ногами — ковер из листьев. Поворошишь его палкой, а под ним еще сохранившая отголосок теплого лета трава.
Вывод: Я, наверное, никогда не разлюблю осень потому, что каждый год она по-новому красива.
Как видим, автор сочинения обозначил тезис. Привел 2 аргумента (красота осени и новая встреча с друзьями) Выбрал в качестве иллюстрации 1 аргумента описание осени. Второй же аргумент никак не иллюстрировал, только назвал! Следовательно, нельзя считать его убедительным. [/gn_note]
Недоказательными, слабыми аргументами, ведущими к недочетам и ошибкам, являются и незначительные, случайные факты и примеры. Либо доказательства приводятся в недостаточном количестве, что также лишает сочинение-рассуждение убедительности.
В заключение, хочу пожелать вам успешно обойти все «крючки», цепляющие вас в процессе работы над сочинением. Будьте внимательны, убедительны.
Желаю всем вам творческих успехов и удачи не только на экзамене, но и в жизни!
Хочу предложить вам послушать и посмотреть видеоролик с потрясающе красивой нежной мелодией..