Ошибки в аргументации при создании рассуждения
Добрый день всем, кто хочет научиться рассуждать и убеждать!!!
Сегодня наша встреча посвящена разбору наиболее часто встречающихся ошибок при создании текста-рассуждения, и письменного (сочинение-рассуждение), и устного (дискуссия, дебаты, спор).
Что объединяет между собой спор, дебаты, сочинение-рассуждение? Правильно — желание защитить, отстоять, доказать, обосновать, т.е. АРГУМЕНТИРОВАТЬ свою точку зрения на определенную проблему.
Как выстроить рассуждение, я писала в предыдущих постах. И очень надеюсь, что смогла показать вам, как важно уметь в спорном вопросе найти убедительные аргументы. Чтобы знать ошибки, как говорится, «в лицо» и не совершать их, я пишу этот пост.
Самая главная и — самая страшная)) — ошибка в рассуждении, это если вы вообще не приводите аргументов.
Если в тексте отсутствуют доводы, мотивы, утверждения, факты, примеры, доказывающие тезис, значит, вы совсем не знаете, как писать сочинение-рассуждение, как отстаивать свою мысль в споре или дебатах. Советую обязательно почитать материалы предыдущих статей, где я писала о способах доказывания, о видах аргументов, о том, как выстроить доказательства.
Вы спросите, как же это может быть, что автор в сочинении или оппонент в споре не приводит аргументов? Очень часто такое случается! Человек просто повторяет тезис, лишь слегка перефразируя его.
Пример.
Тезис: Сострадание – это особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему.
Ложный аргумент: Трудно не согласиться с автором. Я тоже думаю, что сострадание – важнейшее качество человека, потому что любой должен научиться помогать ближнему, сострадать ему.
Как видно из примера, аргумент не является таковым, я назвала его «ложным», т.к. почти слово в слово повторяет тезис и не развивает его. Разумеется, это считается ошибкой.
Еще одна ошибка в аргументировании – это когда вместо аргументов пишущий просто выражает свое отношение к автору исходного текста, его героям, к описываемым событиям (если текст рассуждения вы пишете по прочитанному произведению).
Пример.
Еще одна ошибка в подборе аргументов. Это происходит, когда вы вместо того, чтобы привести свои аргументы приводите аргументы самого автора прочитанного произведения. Этот прием хорошо использовать в изложениях, пересказах, в ваших комментариях к произведению. Но это неправильно при выборе аргументов для рассуждения.
Хочется предостеречь и от такой ошибки.
Ваше сочинение или речь на дебатах не должны представлять собой обыкновенный перечень или набор мыслей, даже если это и хорошие мысли! Обязательно должна прослеживаться логическая связь между предложениями. Перечитайте свой черновик. Попробуйте какое-либо предложение «вычеркнуть» из текста. Если предложения в тексте связаны между собой, станет неясной общая мысль, будет чего-то не хватать, т.е. нарушится логика вашего рассуждения. В следующей статье я попробую рассказать о способах связи предложений в тексте.
Желаю вам успеха в написании сочинений и выигрыша в спорах. Учитесь отстаивать свою мысль, подбирая и приводя убедительные аргументы.
Если у вас появились вопросы или предложения, пишите в комментариях. Попробуем вместе разобраться!
Еще предлагаю вам отдохнуть и послушать рассуждения Михаила Задорнова об ошибках в школьных сочинениях, причем сделали эти ошибки …отличники!!!
Удачи вам и желаю не быть… смешными!