Берегите наш язык, ​ наш прекрасный русский язык…

Сценарий праздника РУССКОГО СЛОВА

Праздник проводится в форме КВНа. На сцене — ведущие, Незнайка. 2 команды знатоков русского языка. Жюри.

Роли для сценок: 

группа подростков,

Королева Грамматика,

Принцесса Морфология (Марфуша),

Всезнайка,

Министр Глагол,

Вирус.

Лингвист,

Критик.

Оборудование:

Проектор, экран, воздушные шары, призы для игроков. Оформление зала — стенгазеты и высказывания о русском языке.

​Цель праздника:

привлечь внимание ребят и взрослых к бережному отношению к СЛОВУ, к нарушению норм культуры речи; пропаганда норм и правил русского языка; формирование навыков правильной речи;

neznajka

Берегите наш язык, ​ наш прекрасный русский язык, ​этот клад, это достояние, ​переданное нам нашими предками. И.С. Тургенев

1 ведущий: Слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть. Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве».

2 ведущий: Так пусть в этом царстве минуют наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Пусть будет СЛОВО всегда чистым и новым. ​Поговорим сегодня о чистоте нашей речи. «Хромое слово — кривая речь», — гласит русская пословица. Чтобы речь не была «кривой», а была красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, знать нормы произношения, т. е. быть культурным человеком.

1 ведущий: «Слово – дело великое, — писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

2 ведущий: Судьба русского языка волновала и русского писателя И. А. Бунина: «Вместе со мной умрет и настоящий русский язык: народный, непорченый, с его яркостью, солью, остроумием». В своих «Окаянных днях» он с болью говорит о послереволюционной России: «Святейшее из званий – звание «человек» — опозорено, как никогда. Опозорен и русский народ… Вся страна чувствует себя завоеванной. А завоеватель шатается, … плюёт семечки, кроет матом и не замечает, что он уничтожает свой дом».

1 ведущий: Прошло время, а по нашей стране по-прежнему уверенно шагают люди «без имени святого», так же заплёвывают улицы, разрушают все прекрасное, губят природу, Родину, русскую речь, а вместе с этим душу и тело человека.

Выбегают подростки:

— Привет вам от реальных чувих!

— Чё тут у вас мутится?

— ЧЁ по чем, тут у вас?

— Отстой поди какой-нибудь!

— Да пожизняк, всякую муть придумывают!

— Стоим тут как затупки, втупляем вообще ни о чем.

— Ты чё гонишь, мы же прокаченные девахи.

— Главное, не прогнать всякую фуфлень и не чмырнуться. А то у всех от смеха пупки развяжутся.

— Давайте им всем покажем, кто здесь BOSS!

— Ладно, харе лясы точить, все будет пучком.

— Ну, поехали, фифочки красоточные мои, а все феи с Бомбея пусть отдыхают.

2 ведущий:  Узнали? Это же мы! Мы постепенно превращаемся в Эллочку-Людоедочку из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой составлял около 30 слов: «хо-хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».

Выбегает Незнайка: Тетя Оля, а Колька из 7а матерится. Ребята, я не знаю: это хорошо или плохо?

1 ведущий: Конечно, плохо. Сквернословие, к сожалению, становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесённые, полагалась смертная казнь? А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!

2 ведущий:  ​Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, -но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду».

Незнайка: Тетя Надя, а еще Колька говорит, чтоб я гнал бабки, припёр ему тачку родака, иначе стрёмная житуха будет у меня. Ребята, я не понимаю, что он хочет. Помогите мне.

2 ведущий:  Это, Незнайка, жаргонная лексика, которая тоже засоряет и портит нашу речь. Вот послушай, как бы звучало прекрасное стихотворение Пушкина, если бы он употреблял жаргонные слова:

Гадом буду, не забуду

Ко мне затусовалась ты,

Как эти чумовые зенки,

Как лабдцовые понты.

Незнайка: О чем это? Я опять ничего не понял!

1 ведущий: 

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Незнайка: Ух, ты! Как красиво!

2 ведущий: Вот, Незнайка, какая у нас беда: вирус завёлся в родном нашем языке. Сейчас ребята покажут сценку «Вирус в Королевстве Грамматики». Посмотрим, может быть, кто-нибудь узнает себя.

Шуточная сценка: « Вирус в Королевстве Грамматики».

Действующие лица:

Королева Грамматика,

Принцесса Морфология (Марфуша),

Всезнайка,

Министр Глагол,

Вирус

Сцена оформлена, как тронный зал: стоят трон и банкетка для принцессы, кушетка для Всезнайки и Глагола.

Вступление.

Уже много лет в королевстве вдовствующей королевы Грамматики все спокойно, соблюдаются все правила и законы. Давным-давно закончились все войны, даже споры бывают очень редко. Королева неустанно обучает свою дочь, принцессу Морфологию, и всех придворных.

Входит Всезнайка.

Всезнайка: Ваше Грамматическое величество, к вам с докладом министр Глагол.

Входит Глагол.

Глагол: Ваше Грамматическое величество, довожу до вашего сведения, что во вверенном мне хозяйстве поддерживается полнейший порядок.

Принцесса: Мамочка, можно я задам нашему глубокоуважаемому министру Глаголу вопрос?

Королева: Конечно, Марфуша.

Принцесса: А не скажет ли глубокоуважаемый министр Глагол, как поживает моя кузина Орфограмма? Как её здоровье? Говорят, что все население их королевства поразил вирус.

Глагол: Ваша светлость, только что прибыл посыльный от вашей кузины. Если желаете, я могу расспросить его, чтобы довести до вашего сведения все события, происходящие в королевстве вашей любимой кузины.

Королева: Пригласите посыльного сюда.

Принцесса: Он нам сам расскажет все новости из королевства Орфограммы.

Входит по-современному одетый мальчик, руки в карманах. Он-то и есть Вирус.

Вирус: Хэлоу, чувихи! Чо, прикалываетесь?

Принцесса: Мамочка, он что, француз?

Королева: Да нет, слова, как будто бы русские, только не понятно, о чём говорит.

Принцесса: Надо спросить у Всезнайки.

Королева: Вот именно. Господин Глагол, пригласите нашего Всезнайку.

Глагол приводит Всезнайку.

Королева: Любезный Всезнайка, можете ли вы перевести речь этого юноши?

Всезнайка: Конечно, Ваше Грамматическое Величество.

Вирус: Ты, чо, матуха, в таком прикольном прикиде и баклашнишь?

Всезнайка (переводит): Э-э-э… Ваше Величество в таком красивом наряде и так странно разговаривает.

Принцесса хлопает в ладоши, хохочет.

Вирус: Ты чо, бронявая? Быстро припухни!

Всезнайка: Ты что, девочка? Перестань смеяться.

Вирус: Слушай, баланда, давай стопудово мутить, будем по трубе бакланить, угорать над скелетами, цибарить и бухать!

Всезнайка: Слушай, девочка, давай обязательно дружить. Будем разговаривать по сотовому телефону, разыгрывать родителей, курить и потреблять спиртное.

Принцесса: Вот здорово! Уважаемый, скажи, пожалуйста, как поживают дядюшка с тетушкой.

Вирус: Матуха в отстойном прикиде собирается на тусу.

Всезнайка: Их светлость в ужасном платье готовится к балу.

Вирус: А батон слушает гранж и рокерит с бакланами.

Всезнайка: Их светлость слушает тяжелый рок и катается на мотоциклах со своими приятелями.

Принцесса: Вот прикольно. А сестрица Орфограмма?

Вирус: А Мармазявка — колбаситца, рамсит, понтуется и выхватывает баксы.

Всезнайка: А сестрица — веселится, несет всякую чушь, красуется и выманивает деньги у родителей.

Принцесса: А зачем ей баксы?

Всезнайка: Деньги…

Вирус: А она собирает у себя пати.

Всезнайка: Орфограмма собирает молодежную вечеринку.

Принцесса: Вот прикольно! Мамочка, я тоже хочу на пати!

Королева: Так, достаточно. Теперь мне все понятно. Это и есть тот самый Вирус, который называется «подростковый сленг». Наша дорогая кузина не придумала ничего лучше, чем отправить его к нам. Всезнайка, я приказываю взять его в ваше хозяйство, и пока он не забудет все эти слова, никуда его не отпускать. А мы с принцессой Морфологией пока будем… офигевать. Ой!

Уходят за кулисы.

Всезнайка: Испытывать сильные положительные эмоции.

Словарь уводит Вируса.​

Глагол: А зараза-то, оказывается, распространяется очень быстро. Побегу к Всезнайке, прослежу, чтобы Вирус не вырвался, а то тогда всех… поколбасит!

Незнайка: О-о-ой, какой страшный вирус!!!

1 ведущий: Давайте послушаем КРИТИКА и ЛИНГВИСТА, они обсуждают проблему языка в печати (в роли критика и лингвиста — девятиклассники).

Критик: Стремительностью современной жизни сейчас объясняют все: мол, нет времени остановиться, оглянуться, некогда задуматься над тем, что говоришь, как надо говорить. Вот и портится, обедняется язык. Послушаешь молодёжь — речь бедна, ошибок — пропасть. А вы, лингвисты, ничего не делаете, чтобы поднять культуру языка. Не знают ничего ни о птицах, ни о травах.

Лингвист: А вы бы их о компьютерах спросили.

Критик: Да слышал я их ДЭЦЛ, ПРИКОЛЬНО, КОЗЁЛ, БАРАН, КОНЬ — будто не в школе, а в зоопарке. Да и родители, и учителя возмущаются этой словесной шелухой. Если школьнику что-то нравится, он скажет КЛАССНО, КЛЁВО, а ведь русский язык так богат. С помощью синонимов можно выразить тончайшие оттенки: ПРЕКРАСНО, ВЕЛИКОЛЕПНО, ДИВНО, ОБВОРОЖИТЕЛЬНО, ВОЛШЕБНО , ВОСХИТИТЕЛЬНО, БЛИСТАТЕЛЬНО и т. д.

Лингвист: Вы хотите, чтобы современная девушка говорила: Я ПОСМОТРЕЛА ОБВОРОЖИТЕЛЬНЫЙ ФИЛЬМ? Уж пусть лучше скажет ПОТРЯСНЫЙ.

Критик: Так вам нравится молодёжный жаргон?

Лингвист: Нет. Я только против крайностей. Однажды в газетном фельетоне рассказывалось, как отбирали для космического полета трех мальчиков. Капитан звездолёта спрашивает, как они представляют свою задачу после посадки на другую планету. Один мальчик сказал: «На этой законной посуде шмякнемся на шарик, потом, ясное дело, копыта кверху и хвост набок». «Как, как?» «Ну, отдохнем, поспим… Потом прошвырнёмся к этим лупоглазым потрепаться о культурном контакте..» «Довольно. Следующий.»

Второй мальчик: «А я брякнусь на эту черепушку и сразу же отключусь на отдых. Потом похромаю к шестилапым насчет культурного обмена». Третий мальчик: «Ракета превосходная, но все равно после посадки нужен отдых для восстановления сил. Потом можно отправиться к местным жителям с предложением культурного сотрудничества..» Капитан в восторге заявил: «Хорошо. Вы приняты!»

Между тем, слова «отправиться к местным жителям с предложением культурного сотрудничества» в устах семиклассника звучат ничуть не лучше, чем «отключиться на отдых». Тут мы, выступая против одного, впадаем в другую крайность.

Хуже, если дети заболеют взрослой болезнью, которую К.И. Чуковский назвал КАНЦЕЛЯРИТОМ, начнут говорить газетными штампами, типа ДЕВОЧКА, ТЫ ПО КАКОМУ ВОПРОСУ ПЛАЧЕШЬ?

Незнайка: Ребята, кто из них прав? Я не знаю. Что же делать?

1 ведущий:  Друзья, к нам сегодня пришли 2 команды, чтобы показать нам, что они знают и любят русский язык. Представьтесь, пожалуйста (представление команд).

2 ведущий: Пересохла глина, Рассердилась Нина. Не мука, а мука- Поварам наука.

​Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения, называются… омографами. В русском языке существуют нормы ударения. Проверим, как хорошо команды владеют данными нормами.

Задание 1. Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах (слова проецируются через проектор):

ЗВАЛА, ЗВОНИШЬ, СВЕКЛА, ЭКСПЕРТ, БАЛОВАТЬСЯ, ЗАВИДНО, КАТАЛОГ, ТОРТЫ, ХВОЯ, ДАЛА, КРАСИВЕЕ, ПРИБЫЛ, ПОНЯЛ, ЗАНЯЛА, НАЧАЛА, ПОСЛАЛА, КЛАЛА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЩАВЕЛЬ.

Незнайка в зал (после выполнения задания командами): Давайте все вместе повторим, как произносятся эти слова. (Зал хором повторяет слова.)

Задание 2. Кто быстрее правильно распределит слова по родам (слова на проекторе) ПОВИДЛО, ИНТЕРВЬЮ, АВЕНЮ, ПОНИ, КАКАДУ, МИССИСИПИ, ТЮЛЬ, КОФЕ, КЕНГУРУ, РОЯЛЬ, ШАМПУНЬ, ШИМПАНЗЕ, ГОБИ. СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА.

Незнайка: Ой-ой, я не запомнил! Повторите мне, пожалуйста, я не хочу делать ошибки. (Зал хором повторяет слова.)

Задание 3. Кто быстрее и правильно исправит ошибки в словах (слова на проекторе) ЛЯЖЬ, ПАРА ПОМИДОР, ПОВАРЫ, ЛОЖИТЬ, СКОЛЬКО ВРЕМЯ? ПАРА НОСОК, ИХНИЙ, ТЕКЁТ, ХОЧУТ, ИГРАТЬСЯ, ЕЗЖАЙ.

Задание 4. Сочинить одну частушку с ошибкой в употреблении слова, а другую без ошибки со следующими словами:

КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИН – КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИНОВ, ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА — ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ

МНОГО УЗБЕКОВ, КИРГИЗОВ — МНОГО УЗБЕК, КИРГИЗ ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ — ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ

1 ведущий: Пока команды занимаются творчеством, давайте посмотрим, кто самый внимательный. (Обращается к зрителям) Назовите, какие ошибки встречались вам в речи одноклассников, друзей, взрослых.

(ЧЁ, ИХНИЙ, ЕВОШНИЙ, ТАМА, ТУТА, ЗДЕСЯ, ЗВОНИШЬ, СТЕРИ С ДОСКИ, СО ШКОЛЫ, ИСТЬ)

Команды исполняют частушки.

Незнайка: Теперь буду знать, что нас лечат.. (кто?) доктора, что нас учат.. (кто?) профессора.

Задание 5. Представьте себя редАкторами или редакторАми. Кто быстрее и правильно исправит речевые ошибки (тексты составлены учащимися 7А класса).

1. В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе у него появились знакомые шофера, а его больше всего интересовали трактора и трое связисток, совсем юных девушек.

2. Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие, более красивее на вид. На конкурсе «Лучшие повары» она заняла 1 место и её наградили парой сапогов и одной парой чулков.

3. Внучка в деревне у бабушки: -Хай! Бабуля! Мечи на стол: типа, исть хочу! Ну чё, опять супец… Курей бы поисть с картофелью, черное кофе бы попить, блин!

2 ведущий (зрителям) : ​

Девочка Рита

К бабушке шла.

Девочка Рита

Денежку нашла.

И купила Рита

Бабушке любимой

Нет, самой любимейшей,

Самовар.

И открыла бабушка

Возле дома своего

Кафе-бар с самоваром

Для грамотных людей.

Нет, для самых грамотнейших.

А на баре надписи

Надписи — призывы: «

Мы уже открылися,

Заходите, милые,

Будет что поисть,

Для тех, кто хочут исть».

Незнайка: ​Ну и как вы думаете? Кто-то к ним зашел? А скажите почему? Я вот что-то не пойму!

Задание 6. Найти ошибку в употреблении рода и числа имени существительного:

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живет

Тот, кто любую овощь,

Любой продукт сжует.

Он много яблоков и помидор

И всю картофель съест,

Мандарин без разбору

Умнет в один присест.

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живет в шкафу:

Пропала тюль и тапок

И туфель на меху.

Он съел жилетку кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью

Который весь пропах.

Так кто же путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мышь ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажете: «НЕ верим!

Чтоб все пустить в труху?»

Но есть обжора Время —

Вот кто живет в шкафу.

Незнайка: Ребята, а вы заметили, сколько в русском языке иностранных слов? Я не знаю, что они значат. Помогите мне ещё раз: я буду называть нерусские слова, а вы русские синонимы. Валюта-деньги

Карцер-тюрьма

Менеджмент-управление

Наркоз-обезболивание

Шоу-зрелище

Шоп –магазин

Коммерция-торговля

Триумф-успех

Рэкет-шантаж

Задание 7. Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ,

1 ведущий: Одеть- надеть — слова-паронимы, слова, сходные по своему звучанию.

«Одеть», «Надеть»… Два эти слова Мы путаем так бестолково! «Одеть», «Надеть»

Давай глядеть: Кого одеть и что надеть.

Задание 8. Укажите возможные сочетания, сопоставляя попарно слова из двух колонок. ЦЕЛЫЙ ЦЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕНЬ РЯД ВОПРОСОВ РАСКРЫТЬ ВСКРЫТЬ ОТКРЫТЬ ПИСЬМО МЕСТОРОЖДЕНИЕ ОБЪЯТИЯ ЗАСЕДАНИЕ УПРАЗДНИТЬ УСТРАНИТЬ ПРЕПЯТСТВИЯ МАНОВЕНИЕ МГНОВЕНИЕ ОКА

1 ведущий: К нам приехала в гости Радио-няня. Пока команды думают, мы их послушаем. (Звучит песня о нарушении норм произношения несклоняемых существительных)

Незнайка: Знаю, знаю: сидела я в кине ​на заднем ряде ​в розовом пальте ​с пипердулькою в зубе. Что вы смеетесь? Я что-то неправильно сказал? А?

Задание 9. Составьте словосочетания со словами-паронимами. ЭФФЕКТНЫЙ — ЭФФЕКТИВНЫЙ. ГУМАННЫЙ — ГУММАНИТАРНЫЙ. ДЕЛОВИТЫЙ — ДЕЛЬНЫЙ. ТИТУЛЬНЫЙ – ТИТУЛОВАННЫЙ — ТИТУЛЯРНЫЙ

САМОЛЮБИЕ — СЕБЯЛЮБИЕ. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ — ДОВЕРЧИВЫЙ. НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА . СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ.

Незнайка: Друзья, а вы знаете фразеологизмы?. Сейчас проверим: я называю словосочетание, а вы синонимичный (во, какое слово я знаю!) ему фразеологизм:

Дальний родственник — седьмая вода на киселе.

Еще молод и неопытен — молоко на губах не обсохло.

Все нипочём, ничего не страшно — море по колено.

Очень умный — семи пядей во лбу.

Очень мало — кот наплакал.

Работать плохо — работать спустя рукава.

Всем очевидно — на лбу написано.

Задание 10. Придумать рекламу-призыв: «Говори правильно!».

Незнайка: Давайте поиграем в игру «Подбери рифму». Я начинаю, а вы продолжаете:

1. По реке плыла кастрюля…

2. Подари мне рубль на память…

3. Шел в городе слушок про мыльный порошок…

Задание 11. Музыкальное домашнее задание на тему: «Я люблю русский язык» (признание русскому языку).

2 ведущий: «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени» (В.А. Сухомлинский).

1 ведущий: Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь. (И. Бунин).

Подведение итогов, награждение победителей

2 ведущий. Как хорошо, что ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.

Звучит песня Булата Окуджавы:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит

Опасаться.

Давайте говорить друг другу

Комплименты –

Ведь это все любви счастливые

Моменты

1 ведущий: Ребята, уважаемые взрослые, вот свободный микрофон. Все желающие могут произнести комплименты своим друзьям, близким.

2 ведущий. Я предлагаю всем вместе произнести слова-заклинания о том, что мы будем трудиться над собой, чтобы и мы, и наша речь стала чище.

(Всем залом хором произносим слова из стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Слова на проекторе.)

Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не позволяй ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

1 ведущий: На этом мы заканчиваем наш праздник и дарим вам шары. Пусть наша речь будет всегда легкой, веселой, красочной, как эти воздушные шарики.

(В зал летят шары).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Adblock
detector