Сочинение о литературном герое

Добрый день, друзья!

Сегодня я адресую свой пост школьникам. Вам часто приходится обращаться к теме «Литературный герой и его портрет». И мне хотелось бы вместе с вами подумать о том, а что такое литературный герой.

Удивительно, но до сих пор нет четких границ в различении понятий: литературный герой персонаж — образ. Образ героя, рассказчика, автора. И хотя эти понятия близки по смыслу, всё-таки разница существует.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ – кто это?

Персонаж

Бесспорно, что литературный герой – это ДЕЙСТВУЮЩЕЕ лицо, или персонаж, литературного произведения. Бывают главные герои и второстепенные, вымышленные и невымышленные, идеальные, положительные, отрицательные. Ещё вспомним о рассказчике, повествователе, образе автора – и это тоже герои произведения.

В эпическом и драматическом произведении обязательно есть действующие лица. Персонажи непременно ДЕЙСТВУЮТ, участвуя в описываемых событиях. Словами, своим поведением, поступками они показывают читателю своё отношение к той или иной ситуации. Этим самым «подталкивая» читателя к пониманию основной мысли автора.

Внесценический персонаж

Внесценический персонаж лишь упоминается в произведении, но не появляются на «сцене» и как будто бы не принимают участия в происходящих событиях. Но их роль в произведении не менее важна.

Интересно в связи с этим вспомнить комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». И. А. Гончаров, писатель и авторитетный критик литературы, писал, что в комедии «…нет ни одного белого пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука».

Действительно, в комедии Грибоедова нет ничего лишнего. И появление внесценических персонажей, конечно же, неслучайно. Ярким представителем внесценического героя в «Горе от ума» является дядя Фамусова Максим Петрович. Читатель «не видит»его в пьесе, и невозможно представить его портрет. Но он являет собой «пример» для подражания в мире Фамусова, а у Чацкого вызывает резкое неприятие. И читатель (или зритель, если смотрит постановку в театре) понимает, что этот персонаж важен! Он действующий. Его нет явно, он не появляется на страницах литературного произведения и на сцене, но играет важную роль в раскрытии сущности фамусовского общества3, а также чувств главного героя Чацкого. И таких внесценических персонажей в комедии несколько…

Рассказчик

Персонажем литературного произведения может быть РАССКАЗЧИК. Он может быть и главным, и второстепенным героем, но так или иначе он принимает активное участие в развитии действия.

Если же повествующий не принимает участия в действии, то он и не является персонажем. Правильнее называть его не рассказчиком, а повествователем.

Повествователь

Яркий пример повествователя мы найдём в «Ионыче» Чехова. Здесь повествователь – лишь наблюдатель, он не высказывает своего отношения к тому, о чем повествует, предоставляя это сделать самому читателю.

Повествователь – особый художественный образ. Ему также можно дать характеристику. Но опираться будем на стилистические особенности его речи и его отношении к изображаемому. Ведь образ повествователя раскрывается в том, КАК он рассказывает о событиях и людях, КАК к ним относится, ЧТО он чувствует по поводу происходящих событий, участником которых он НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

Иногда в произведении бывает не один, а несколько повествователей. Как например, в «Герое нашего времени» М. Лермонтова.

Автор

Повествователь представляет автора произведения. Примеры произведений, где присутствует сам автор в качестве повествователя – это «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Мертвые души» Н. Гоголя. Но чаще образ автора не совпадает с повествователем. Автор – это ведь реальный человек, он живет в реальном, невымышленном, мире. Целиком присутствует писатель как автор в таких жанрах, как например, автобиография, исповедь, записки, письма.

Зачем же автор иногда прячется под маской повествователя? Для того чтобы полностью раскрыть свой замысел.

Можно встретить образ автора в лирическом произведении. Автор в стихотворении выражает свои переживания, мысли, чувства, и очень часто поэт и является лирическим героем. Но и это бывает не всегда. Как и любой художник, поэт использует художественный вымысел в стихотворении, передавая мысли, чувства, размышления, переживания, характерные для многих людей своего времени. И тогда лирический герой поэта воспринимается нами только после прочтения нескольких стихотворений автора.

Таким образом, принимаясь за сочинение о литературном герое, нужно «сузить» тему и выбрать, о ком именно вы будете писать в сочинении. Это важно потому, что придётся выбирать различные средства характеристики литературного героя.

Портрет, или описание внешности персонажа – это одно средство характеристики литературного героя. Манера речи – другое средство, с помощью которого можно представить себе персонаж. Ещё одним средством характеристики героя может быть окружающий героя мир, например, интерьер.

О том, как писать сочинение-описание внешности литературного героя, можно посмотреть на этой страничке. Там же — примерный план характеристики литературного героя.

Об особенностях речи и окружающей обстановке как средствах описания литературного героя поговорим в следующий раз.

До встречи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close
Adblock
detector